Время первых / Vremya pervykh

Приключенческий триллер «Время первых» (Vremya pervykh)
Режиссер — Дмитрий Киселев. В ролях — Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенев, Александра Урсуляк, Елена Панова, Александр Новин, Марта Тимофеева, Геннадий Смирнов, Юрий Нифонтов. Россия. 2017. 140 мин. Бюджет: $5,7 млн. Сборы в России: $9,9 млн. Рейтинг на «Кинопоиске»: 7,4. Мой рейтинг: 7,2.

Когда смотришь — очень нравится.
Отзыв кота Бублика

А вот «Гравитация» там и точно рядом не стояла.
Замечание кота Бублика

Ну и без фиги и антисоветчины не обошлось. «русские всегда в кандалах летают, а ты представь, что было бы, если бы их сняли…».
2х2

Антисоветская поделка. Дерьмом забросали всю советскую космонавтику. Здесь только одна правда: был выход в космос — остальное вранье.
waterstream

СССР, начало шестидесятых. Идет Холодная война и космическая гонка между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Первоначально намеченный на 1967 год выход советского космонавта в открытый космос Брежнев требует сделать на два года раньше — в 1965 году, чтобы обогнать американцев.

Главный конструктор Сергей Королев (Владимир Ильин) категорически возражает: ракета недостаточно отлажена, у нее то тут, то там возникают неполадки, электрическая система ракеты барахлит — в процессе сборки ракеты от удара током погиб профессиональный электрик.

Однако руководство СССР непреклонно: как хотите, но мы обязаны обогнать американцев.

В космос планируется отправить экипаж из двух человек: командира корабля Павла Беляева (Константин Хабенский) и второго пилота Алексея Леонова (Евгений Миронов), которому и предстоит выйти в открытый космос.

Во время пробного полета без экипажа ракету не смогли вернуть на Землю. Королев говорит руководству, что отправлять в космос ракету с людьми - означает, что экипаж идет на верную смерть. Но руководство готово рискнуть - лишь бы обогнать американцев. В конце концов, не руководство же будет рисковать своими жизнями, а космонавты. А у них  - работа такая, рисковая.

Королев выкладывает свои соображения космонавтам и предлагает им самим принять решение. Беляев и Леонов говорят, что готовы лететь.

Во время полета, как и ожидалось, стали происходить самые разнообразные нештатные ситуации и жизнь космонавтов неоднократно висела на волоске.

***

Хорошо, что я заранее не знал, кто именно делал этот фильм. Просто слышал о том, что наши сняли вроде как хороший фильм про первый выход советского космонавта в космос — и все.

Если бы я знал, что в продюсерах там Тимур Бекмамбетов, а в режиссерах Дмитрий Киселев, — эта парочка подарила миру страшно распиаренный, но при этом очень тупой боевичок «Черная молния» — то, вероятно, и смотреть бы не стал, несмотря на присутствие в главных ролях трех отличных актеров. А так — взял и посмотрел.

Предыстория у этой картины была следующая. Инициатором ее создания выступил актер Евгений Миронов: он читал различные материалы по поводу того самого первого выхода в космос Алексея Леонова и подумал, что вот на такой-то истории американцы сумели бы сделать самый настоящий блокбастер. А почему бы его не сделать в России, подумал Евгений, после чего встретился с Алексеем Леоновым, получил его поддержку и благословение — и колеса проекта завертелись: Евгений стал продюсером картины, Алексей Леонов выступал в качестве консультанта.

В режиссерах фильма первоначально числился Сергей Бодров, однако съемки стартовали под руководством режиссера Юрия Быкова (создателя очень ярких фильмов «Майор», «Дурак» и сериала «Метод«). Однако после того, как Быков отснял все драматические сцены, он по каким-то неизвестным причинам покинул проект и всякие экшн-эпизоды снимал уже давний подельник Бекмамбетова режиссер Дмитрий Киселев.

Что у них в результате получилось? На мой взгляд, получилось очень хорошо. Правда, начиналось это все не очень бодро и оставляло впечатление некоторой лубочности, картонности - туповатый генерал, карикатурный Брежнев, несколько невнятная история взаимоотношений между Беляевым и Леоновым, какие-то абсолютно иллюстративные семейства обоих космонавтов — буквально картинки из журнала «Работница».

Однако чем ближе к старту, тем все это становилось интереснее и интереснее, а сам полет, выход в открытый космос и почти невозможное возвращение - там, знаете ли, возникает такой, так сказать, саспенс, что голливудские блокбастеры отдыхают.

Конечно, на восприятие очень сильно влияло то, что это все было на самом деле. Это вам не «Гравитация« с сюжетом из серии «детский сад, трусы на лямках»: прилетели — началась катастрофа, еще прилетели — началась катастрофа, снова прилетели — началась катастрофа. И мужественный Ковальски как кукла Кен, и мужественная доктор Райан в труселях управляет китайским спутником, наобум тыча пальчиками в кнопки с иероглифами. Фигня-фигней.

А здесь это все так оно и было. Тут ничего и придумывать не надо - сама жизнь подкидывала такие ситуации, что просто волосы дыбом.

И вот весь полет сделан просто отлично — и с точки зрения взаимоотношений Беляева и Леонова, и с точки зрения того, что происходило в ЦУП-е, и с точки зрения постановки и спецэффектов. Ну вот тут просто как будто посмотрел этот полет со всеми подробностями — это очень здорово сделано.

Хабенский и Миронов — одни из лучших российских актеров и здесь выкладываются по полной. Павел Беляев Хабенского — более старший и более уравновешенный, что компенсирует порывистость и даже некоторую безбашенность Леонова. Миронов Леонова сыграл очень ярко и искренне — видно, что он реально «болеет» этой темой.

Владимир Ильин просто потрясающе сыграл Сергея Королева - совершенно замечательно. На мой взгляд, это была самая сильная роль в фильме: человек, на котором лежит колоссальная ответственность, которого заставляют отправить в космос людей, чьи шансы на выживание исчезающе малы, одновременно его достают военные, партейные работники и лично наш дорогой Леонид Ильич. И он должен стиснуть зубы и через все это пройти. А если космонавты погибнут, то все это будет исключительно на его совести — не на совести же нашего дорогого Леонида Ильича. Владимир Ильин все эти переживания главного конструктора передал ярко и достоверно - прям аж больше пробирало при взгляде на него, чем при взгляде на космонавтов, раз за разом попадающих в нештатные ситуации. 

Кстати, космонавт Алексей Леонов, когда посмотрел эту картину, сказал, что ему самому было страшно в нескольких моментах. А во время полета, сказал он, страшно почти не было, мы об этом просто не думали — выполняли свою работу. 

Они такие люди, их так готовили. 

Несмотря на то, что события в фильме во многом совпадают с тем, что происходило на самом деле, «Время первых» не нужно рассматривать как чисто документальный фильм. Это все-таки кинематограф со своими законами и своими условностями, поэтому тут все-таки есть определенные преувеличения и неточности (вроде сильно напряженной сцены с поисковым вертолетом, у которого заканчивалось горючее, и еще пары-тройки сцен). Но это в частностях, а в общем и целом — почти так все и было. 

Картина, на мой взгляд, получилась очень хорошей, я ее посмотрел с большим удовольствием, а начиная с какого-то момента фильм захватывает так, что оторваться практически невозможно. Да, не везде, что называется, дотянули, к «Времени первых» есть определенные претензии - в основном, к первой части, — но тут все искупает общее впечатление, а оно как минимум очень хорошее. 

Получилось, да, сделали очень достойное кино, молодцы!

*** 



Кинообозрение
Кинообозрение