Сюжет:Резо Габриадзе рассказывает, как, будучи ещё мальчиком, ездил после войны на лето в деревню к бабушке и дедушке.

«Знаешь, мама, где я был?», Россия — Грузия, реж. Лео Габриадзе, рассказчик — Резо Габриадзе; анимация.

Резо Габриадзе — личность для кино легендарная. Достаточно сказать, что он — соавтор режиссёра Георгия Данелии: им мы обязаны шедеврами «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Паспорт». Однако об этом в его автобиографическом мультфильме (Резо — автор как сценария, так и рисунков, заложивших стилистику картины) не будет практически ничего.
Лишь ближе к финалу он вскользь обозначит свою взрослую жизнь: работал помощником у скульптора Мизандари (так вот от кого фамилия Валико!), был художником в газете «Заря Востока», случайно оказался в кабинете грузинского председателя кинематографии — и был отправлен в Москву на Высшие сценарные курсы, куда его, 28-летнего, приняли на первых порах условно. «Моя жизнь в кино продолжалась двенадцать лет», — вот и всё о самом интересном.

Но ещё меньше сказано здесь о созданном им Театре марионеток — потому как «самое интересное» для Резо Габриадзе, видимо, вовсе не это (во всяком случае, не в рамках данного мультфильма).

Трейлер анимационного фильма «Знаешь, мама, где я был?»

«Знаешь, мама, где я был?» — это о детстве. Воспоминания, смешанные с выдумкой и анекдотами; набор баек, разрозненные случаи, просто фантазии. Поведанные нам образным, очень колоритным языком при помощи оригинальной, весьма своеобразной анимации, с прекрасно подобранной музыкой. Здесь нет сюжета как такового — с его «арками», развитием персонажа и прочей, как считается, «обязательной» требухой. Тут представлен маленький срезок чужой жизни — одновременно и общей (кто из нас не был маленьким), и уникальной, а потому интересной.

«Я был маменькин сыночек», — сразу признаёт рассказчик, которого мы видим в его мастерской. «Вся драматургия моей жизни заключалась в том, чтобы дойти до школы без происшествий»: «людям трудно было привыкнуть к миру» — и едва ли не каждый норовил дать мальчугану пинок или подзатыльник. «Поэтому я ходил перебежками и жил партизаном в родном городе», а утешение находил в библиотеке, где мировой литературой «занимались» только двое: Ипполит был крысой, обгладывающей книжные корешки, оставляя юному читателю наиболее ценное — содержимое.


Кадр из анимационного фильма «Знаешь, мама, где я был?»

Таков зачин, дальше — больше. Жил юный Резо в Кутаиси, где в 1946-м году церковь спокойно соседствовала с плакатами, на которых были изображены Лениным со Сталиным. Портреты вождей висели, разумеется, и в школе — и однажды Ленин выпрыгнул из своей рамы, а Сталин тихо спустился по приставной лестнице, раскуривая трубку. Что удивительно: Ленин гневно требовал ликвидировать вечно опаздывающего школьника, тогда как Сталин миролюбиво предлагал сослать его в Сибирь, когда тот подрастёт. Ну а подрастать Резо поехал в деревню — и путь туда из города пролегал между задниками «Жизели» и «Лебединого озера»: такая была красота.

Своя «красота» была и на стене отчего дома: над кроватью дедушки (которую тот освободил внуку) была прикреплена страница из «Известий» с портретом Молотова, который насвистывал при ветре «Интернационал». А на холме неподалёку вскоре появилась клумба в виде молота: там обустроили лагерь с пленными немцами, и музыкальный квартет наигрывал Гайдна, отчего местные жители «не понимали, кто живёт за колючкой: они или мы».

Одного такого немца прикрепили к ним. Так-то он был этнографом, но оказался мастером на все руки: провёл канализацию и обустроил туалет в доме, мальчику сделал «самокатку», а умершему деду — гроб без гвоздей. Родственники рассматривали это чудо и удивлялись: «Как мы у них выиграли войну – непонятно»


Кадр из анимационного фильма «Знаешь, мама, где я был?»

И так далее, и так далее. Вот понятные любому памятные наблюдения детства («Что может быть слаще в человеческой жизни, чем температура 38 и 5?.. {…} Это и есть рай»). Вот сны, в которых лирический герой сражается с фашистами. Вот доступный каждому поэтический взгляд: у стоявшей во дворе уборной не было задней стенки, зато оттуда открывался шикарный вид на «античный мир таким, каким его видели Одиссей и Геродот».

При этом реальность и выдумка соединяются так, что не сразу разглядишь между ними границу. Вот пьяный родственник, например, вырыл экскаватором яму; её залило дождём — и Резо принялся учиться там плавать вместе с планктоном. А на следующее лето разговорился с выросшей за год лягушкой: закурив «Казбек», они повздыхали о быстро протекающей жизни («Как говорил Марк Твен, лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны»).

Безусловно, «Знаешь, мама, где я был?» — очень интересный мультфильм. И, конечно, абсолютно взрослый — чем и привлекателен. Детских картин у нас уже более-менее полно, появляются они регулярно. А вот полный анимационный метр для взрослых — это всё-таки редкость, тем более если речь об анимации российской.


Кадр из анимационного фильма «Знаешь, мама, где я был?»

Хотя заранее следует уважать тех детей, кто на этот мультфильм всё-таки попадёт: совершенно другой, не диснеевский, не компьютерный рисунок, совершенно особый сюжет (вернее, как уже сказано, отсутствие этого сюжета), язык и тот — совершенно не детский. Наверное, надо предупредить родителей, что непрекращающуюся бурю здесь устрашают и останавливают при помощи огромного самодельного фаллоса… Хорошо бы также заранее объяснить детям и про немцев, и про Сталина — но в остальном принципиальных препятствий для семейного просмотра этой ленты нет…

Но всё-таки по-настоящему интересной она будет в первую очередь взрослым. Во всяком случае, тем, кто знал о существовании Резо Габриадзе ещё до прочтения этой заметки.

В любом случае, учитывая масштаб фигуры, посмотреть эту работу (ответственность за которую взял на себя сын мастера Лео) стоит. Тем более что «Икар» уже есть, а «Орлы», «Слоны» и обязательная «Ника» в свой черёд подтянутся.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Источник: filmz.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here