Сюжет: У Джинни есть муж и любовник, а теперь ещё и невольная соперница, завладевающая сердцами обоих; новый Вуди Аллен — на сей раз в регистре трагедии.

«Колесо чудес» (Wonder Wheel), США, реж. Вуди Аллен, в ролях: Кейт Уинслет, Джастин Тимберлейк, Джуно Темпл, Джеймс Белуши, Джек Гор.

Кони-Айленд, 50-е годы. Когда-то Джинни была многообещающей актрисой, но сейчас ей без малого сорок и она — официантка с вечной мигренью, живущая с мужем и сыном в хибарке над тиром в парке аттракционов («Ненавижу я это всё это «В гостях у сказки»»). Сумятицу в их относительно размеренное существование вносит дочь Хампти от первого брака, сбежавшая без гроша от преданного ею супруга-гангстера. Но Джинни больше волнует не то, что беглянку разыскивают и намереваются убить, а то, что на Кэролайн лишний разок посмотрел мечтающий стать драматургом спасатель Микки…

 

Трейлер фильма «Колесо чудес»

 

Вуди Аллен всё тот же — продолжает держать высоко задранную планку и неустанно описывает жизнь в самых разнообразных её проявлениях. При этом его фильмы трудно судить и непросто сравнивать: ну, это же Вуди Аллен — вы либо принимаете его, либо нет.

Блистательный режиссёр, он никогда не снимает плохо — просто иной его труд приходится по сердцу большинству, другой нравится не всем, а третий мил лишь немногим. В любом случае, все они — часть обширнейшей «Человеческой комедии», которую Аллен без устали сочиняет вслед за Бальзаком; у великого француза тоже далеко не каждый роман — бестселлер, но все они вместе составляют, безусловно, выдающийся памятник мировой литературы.

Так и ленты любимого мною американского автора: сейчас уже вполне очевидно, что их можно смаковать не только по отдельности — ещё большую цену они получают, будучи сложенными все вместе. Колоритные характеры, драматические ситуации, вроде бы простые, но вместе с тем неизменно филигранные сюжетные повороты — всякий раз в этих фильмах мы натыкаемся на сколок чужого бытия, проникаясь им на полтора часа экранного времени (а потом, бывает, и навсегда). Новое кино — новая глава; так следует относиться и к «Колесу чудес».

Фрагмент из фильма «Колесо чудес»

Подобные рассуждения позволяют отвлечься от других: например, почему одни фильмы Вуди Аллена выдвигаются на всякие премии и их порой получают, а иные остаются большим профессиональным сообществом как будто бы незамеченными — хотя мало в чём, по сути, уступают первым.

В данном конкретном случае удивляет даже не столько судьба фильма в целом, сколько участь исполнившей в нём главную роль Кейт Уинслет. Её Джинни наследует, безусловно, всем прочим великим алленовским героиням — а их у него множество. Двенадцать, напомню, актрис в разные годы получали оскаровскую номинацию за роли в его фильмах — и пять из них (Дайэнн Уист — дважды) уходили с церемонии победительницами.

Каким таким образом любимица Американской киноакадемии Кейт Уинслет не была выдвинута на премию вновь за столь сочное исполнение столь красочно выписанного образа — не очень понятно (и если здесь сказались отголоски гремящего секс-скандала, то за неё обидно вдвойне).

Фрагмент из фильма «Колесо чудес»

Впрочем, Аллен и сам не облегчил ни академикам, ни зрителям задачу, на сей раз заметно спутав карты: центральная фигура его драмы — где, «как в античной трагедии, злой рок управляет нашими судьбами» (используя слова грезящего греками потенциального писателя) — определяется не сразу. Хоть компания тут и собралась небольшая, всего четыре человека, но мы поначалу не знаем, на ком сконцентрировать взгляд: решительно сжёгшая все мосты гостья? её работающий на карусели отец? не желающая лишний проблем уставшая баба? жаждущий вернуться на Бора-Бора литературно одарённый морячок?..

И лишь когда камера в совокупности с сюжетом окончательно упирается в Джинни с её мигренью и бесконечным аспирином, глотками припрятанной выпивки и ненавистью к жизни в этом адском тарараме, воспоминаниями о былом сценическом успехе и разбитом сердце первого мужа, — становится ясно: перед нами очередной безжалостный женский портрет уровня «Интерьеров», «Жасмин» и всех прочих вудиалленовских драм, в которых он на свой манер следует за Бергманом, облекая психологизм в рамки увлекательной истории.

Фрагмент из фильма «Колесо чудес»

И тут, кстати, налицо ещё одна вполне естественная «проблема» фильма: мы привыкли, что в общем и целом Вуди Аллен — это смешно, несмотря на то, что он снял немало очень даже серьёзных фильмов. Забывая об этом, мы инстинктивно ждём от него комедии — и нужно время, чтобы осознать, что в «Колесе чудес» ничего забавного точно не будет. Это привыкание-понимание занимает на этот раз порядка получаса (добрая треть сеанса, а это много), из-за чего «заходит» картина не сразу — хотя дальнейшее всё сторицей, разумеется, искупает.

Но даже полчаса становятся неважны, когда в определённый момент Аллен сводит всё повествование к одной-единственной секунде, возвышая до предела её значимость. Это тот самый момент истины, когда решается всё: жить или умереть, любить или ненавидеть, прощать или мстить. Целенаправленно ведя нас к нему и спрессовывая ради него всё остальное, режиссёр, быть может, теряет в темпе и проигрывает в мелочах, но куда важнее оказывается всё-таки результат — придя к которому, забываешь о наметившихся, было, недоверии и сомнениях.

Фрагмент из фильма «Колесо чудес»

Да, иные ленты выдающегося мастера выглядят поярче и попривлекательнее, тогда как «Колесо чудес» само сравнивает себя с «изрядно потрёпанной волнами» жемчужиной (пусть и по-прежнему «блестящей»). Но это же не «просто фильм», это же ещё одна частица великой энциклопедии нравов — без которой собрание сочинений Вуди Аллена уже, естественно, не сможет быть полным.

Источник: filmz.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here